МТА открыла Приволжье

МТА открыла Приволжье 04.01.2014
- Сергей Кимович, зачем создавалась и чего добилась МТА «Приволжье» за два года своей работы?
- Главная цель создания ассоциации - оказание помощи турбизнесу и объединение регионов округа для совместного развития внутреннего и въездного туризма на территории ПФО. До последнего времени регионы ПФО развивались по большей части самостоятельно, пытаясь найти свои собственные концепции продвижения. Имея ограниченные финансовые и человеческие ресурсы сложно рассчитывать на прорыв в этой сфере. Только объединив усилия и ресурсы, создав масштабные проекты, которые привлекли бы внимание, можно рассчитывать на какие-либо позитивные сдвиги. Нашу идею создания ассоциации поддержали в полпредстве Президента РФ в ПФО. Первоначально, мы сосредоточили свое внимание на изучении ситуации и в течение полугода посетили столицы всех регионов ПФО. Это позволило хорошо сориентироваться, увидеть и проблемы, и потенциал регионов. Следующим шагом было организация масштабного туристского события, способного привлечь внимание к Приволжскому федеральному округу. Такими событиями стали Первый и Второй фестивали-презентации туристских ресурсов ПФО "Открой Приволжье". Эти мероприятия стали катализатором объединения регионов ПФО. Появились новые проекты. Так, в марте 2012 г. большинство регионов округа объединились на выставке "ИНТУРМАРКЕТ" под единым стендом "Великая Волга". Созданный в рамках проекта "Открой Приволжье" окружной сайт в 2012 году стал коммуникационной площадкой для представителей турбизнеса ПФО.

- Ассоциация сразу получила признание. Вероятно, ее появление очень своевременно и занимается она тем, что сегодня важно.
- Да, межрегиональное сотрудничество – это то, что сейчас востребовано. Это позволяет решать общие проблемы. По всей стране сегодня есть тенденция создания межрегиональных маршрутов - на них легче привлечь туристов. Не случайно так популярны «Золотое кольцо», «Серебряное кольцо», развиваются «Великий Шелковый путь», «Чайный путь»... Совместные мероприятия – фестивали, конференции – притягивают внимание, в том числе и федеральной прессы, гораздо больше, чем местные события.

- Много внимания, я знаю, Вы уделяете законодательству в туризме и санаторно-курортной сфере.
- Наша Ассоциация с самого своего основания взялась за серьезнейшую область – законодательство в туризме. В июне 2011 г. мы провели в Полпредстве конференцию по законодательству. Обозначили проблемы, которые мешают развитию туристического и санаторно-курортного бизнеса. В частности, это размер НДС: санатории и гостиницы облагаются НДС наравне с крупными промышленными предприятиями, а в Европе эти рекреационные учреждения или освобождены от НДС, или имеют значительно более низкую ставку, чем другие предприятия. Другой "больной" вопрос - тарифы на энергоносители, налоги на землю. Здесь, наши базы отдыха, загородные отели и санатории платят без скидок в течение всего года, а ведь хорошо всем известно, что "высокий сезон" в нашей широте в 3-4 раза короче, чем в той же Турции и Египте. Как в таких условиях можно быть конкурентоспособным? Очевидно, что это должно быть пересмотрено. В конце июня 2011 г. в Ижевске прошел Законодательный Совет, который впервые был посвящен вопросам туризма. Полпредству удалось собрать очень солидную аудиторию участников и спикеров: представители Полпредства, Госдумы и Совета Федерации от ПФО, председатели ОЗС, эксперты из Ростуризма. Совет проходил в прямом эфире и транслировался на Интернет-портале Полпредства. Конечно, в рамках одного совета вопросы такого уровня не решить. Но результат был: у всех осталось понимание, что мы можем влиять на ситуацию. Создан прецедент, и это важно. На фестивале «Открой Приволжье» работа по обсуждению законодательства в туризме продолжилась. Было предложено внести 17 поправок.

- Вам достался не самый легкий округ: ПФО пока не относится к числу привлекательных для туризма территорий. Ассоциацию не пугает, что работы по продвижению – непочатый край?
- К сожалению, во многих регионах ПФО туризмом занимаются «заодно», «в нагрузку». Где-то он отнесен к министерству культуры, где-то – к министерству спорта, где-то - к другим министерствам. Пока туризм будет на правах падчерицы, о каком развитии можно говорить? Есть регионы, где туризму уделяют серьезное внимание (Пермский край, Татарстан, Башкортостан), догоняют их Самарская, Нижегородская, Пензенская и Ульяновская области. Но есть и такие, где за туризм отвечает всего один сотрудник (Кировская область, Мордовия). На фестивале «Открой Приволжье» была конкурсная номинация «Турмаршрут, обеспеченный инфраструктурой». И на этот конкурс была подана единственная заявка – от города Елабуги. Между тем, ни для кого не секрет, насколько важна инфраструктура для развития туризма и в целом региона. Инвесторы также отметили недостаточную проработанность всех без исключения инвестиционных проектов регионов, которые были представлены на фестивале. Проблемой остается недостаток специалистов.

- Фестиваль выполнил свою миссию – помог «открыть» (или хотя бы «приоткрыть») Приволжский федеральный округ?
- Это было первое масштабное мероприятие МТА «Приволжье» совместно с Аппаратом полномочного представителя Президента РФ в ПФО. Первый фестиваль, прошел на двух площадках, в Нижнем Новгороде и в Москве. Мы заявили о регионах округа сразу в двух столицах – ПФО и России. Ответственность огромная. Но результат того стоил: это действительно стало открытием и для многих россиян, и для самих жителей ПФО. В Москве состоялся фестиваль с привлечением лучших творческих коллективов, деятелей искусств и культуры округа. Как сказал заместитель полномочного представителя Президента РФ в ПФО Леонид Гильченко: "Мы были первыми. Нас узнали, мы вызвали интерес". Регионы получили PR на федеральном уровне. Конечно, при подготовке Фестиваля проблем возникло немало: были сложности с финансированием, не все регионы восприняли идею «на ура». Сопротивление было связано с неготовностью некоторых регионов: например, у кого-то не было даже видео презентаций, их делали в срочном порядке перед мероприятием. Конечно, не все из задуманного нам удалось реализовать, были и ошибки. Но в целом позитива на Фестивале было гораздо больше, чем недочетов. Благодаря конкурсу материалов о туризме в ПФО нам удалось собрать много уникальных публикаций, фотографий и видео сюжетов. Радует, что Фестиваль стал площадкой установления контактов. Так, нижегородская компания «Триэл-тур» открыла для себя кировский Центр активного отдыха «Летучий корабль» и сейчас активно возит туда туристов. Таких открытий на фестивале было немало.

- Расскажите о планах МТА "ПРИВОЛЖЬЕ" – ближайших и перспективных.
- Планируем активно продолжать работу по вопросам изменения законодательства и тарифной политики для туриндустрии. Я как член общественного Совета при полномочном представителе Президента РФ в ПФО и комиссии по туризму и индустрии гостеприимства при РСПП буду постоянно ставить эти вопросы на разных уровнях. В планах создание новых межрегиональных маршрутов. И уже пора начинать готовиться к Третьему Фестивалю «Открой Приволжье» - он будет проходить в Республике Башкортостан осенью 2013 года. В начале 2012 года, на сайте open-volga.ru мы создали общий календарь наиболее интересных событий ПФО и планируем продолжить эту работу. Есть идея создать фильм о туризме в ПФО, каталог турмаршрутов Приволжья, реестр мест отдыха, объектов показа. Обсуждаем открытие туристско-информационных центров на базе локальных туроператоров – это поможет продвигать и свой регион, и другие. Ассоциация будет развивать контакты с другими федеральными округами. Возможны сквозные проекты: например, с регионами Южного и Центрального ФО, расположенными на Волге, или с нашими соседями из Уральского ФО. Наш опыт – проведение фестиваля «Открой Приволжье» – в столице назвали беспрецендентным, было рекомендовано тиражировать его и в другие регионы.

Беседовала Инна Александрова

Возврат к списку