Кластер без бренда - туристов не будет

Кластер без бренда - туристов не будет 15.12.2012
Саратовская область обладает большим туристическим потенциалом. На территории региона находятся более трехсот памятников и три тысячи археологических объектов. Однако число людей, которых интересует наша губерния как объект турбизнеса, небольшое.

Доцент кафедры гостинично-туристического бизнеса и сервиса СТСЭУ Ирина Булыгина разобрала основные проблемы губернии в этом направлении. По ее словам, привлечением людей не могут заниматься только муниципальные власти или турфирмы. Необходим комплексный подход.

Для начала надо определить главный бренд и вокруг него создавать туристический кластер - географически связанные предприятия, вместе создающие благоприятные условия для путешественников. Преподаватель заметила, что хороший тому пример - Хвалынский район, где под брендом «Волжская Швейцария» развивается корневой бизнес: горнолыжный курорт и все сопутствующие ему товары и услуги.

В других муниципалитетах пока не смогли сформировать достойное предложение, впрочем, как и придумать, под каким брендом стоит продвигаться. Привлечение туристов и их денежных средств интересно для многих районов, но для создания туристической инфраструктуры нужны финансы.

Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» поможет решить проблему. Доцент Булыгина рассказала собравшимся о том, как стать участником ФЦП на 2015-2018 годы. Так, по ее словам, для начала нужно создать неординарный проект кластера, отличающийся от других регионов. Основой для него могут стать не только имеющиеся объекты архитектуры, исторические персоны, но и вымышленные или мифологические герои, как в Великом Устюге или Мышкине.

Нужно обосновать выбор места расположения и формат туристического кластера, необходимость создания объектов обеспечивающей инфраструктуры, рассчитать объем финансирования в бизнес-плане и многое другое. Немаловажно, что районам все же придется искать частных инвесторов. Чтобы уложиться в срок, министерством решено не откладывать подготовку и уже сейчас провести разъяснительную работу с районами.

Мысли молодых

Новые маршруты и бренды разработали студенты вузов - участники конкурса «Туризм в саратовской глубинке». В этом году 23 проекта претендовали на звание лучших и реализацию в регионе по темам: «Французы на саратовской земле», «Пребывание немцев Поволжья а регионе», «Жизнь и деятельность Петра Столыпина в Саратове» (а также Юрия Гагарина, Степана Разина и т.д.).

В понедельник экспертная комиссия объявила пятерых участников второго этапа. Ими стали Алена Комарова из СГСЭУ с работой о жизни и деятельности Лидии Руслановой «Лейся песней, русская душа»: Алеся Абрамова из того же вуза с «Авантюрным путешествием из Козьмодемъянска в Арбатов»; Полина Киржева из СГТУ с «Саратовом театральным: от тишины кулис до кузницы талантов»; Ханым Мардан Кызы Алиева, студентка СГУ, с исследованием по проблеме «Повседневная жизнь немцев Поволжья как одно из инновационных направлений продвижения саратовских, регионов» и группа из того же классического университета (Анжела Ертыгаева, Ксения Лаптева, Наталья Храпкова) с исследованием архитектуры «В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов: забытые усадьбы».

Победители будут названы через неделю, 18 декабря, в торжественной обстановке. «Хорошо, что у нас есть такой конкурс, - поделилась на встрече Булыгина. - Он, безусловно, является базисом для рекламы районов. В прошлом году на выставке во Владивостоке мы представляли один из проектов по Красноармейскому району и заняли второе место, что стало информационным поводом для внимания к области».

Красная книжица

На семинаре был презентован туристический паспорт области, благодаря которому губернии легче представлять потенциал на федеральном уровне. Издан паспорт тиражом 300 экземпляров, однако в будущем будет доступен всем желающим, так как поступит в организации сферы туризма, а также в библиотеки региона.

Основной целью авторы видели информирование читателей о возможностях области, привлечение внимания к большому количеству неизведанных и удивительных мест родного края, поэтому паспорт содержит обобщенную информацию о каждом муниципальном образовании с указанием объектов культурно-исторического наследия, туристической инфраструктуры и памятников природы, «Мы уверены, что путешествие по Саратовской области станет увлекательным событием для всех, кто любит Россию. Вы окунетесь в прошлое и будущее российской глубинки, познакомитесь с обычаями и традициями нашей области, увидите Волгу - необычайно широкую именно в районе Саратова», - пишут авторы.

Первый экземпляр заместитель министра молодежной политики, спорта и туризма Саратовской области Ирина Шатылко подарила доценту кафедры «Менеджмент туристического бизнеса» СГТУ Ольге Лысиковой, участвовавшей в редактуре текста паспорта. Участники семинара - представители районов, вузов, туристических фирм -также стали обладателями издания.

На высоком уровне

По словам Ирины Шатылко, губернатор Валерий Радаев и глава Ростуризма Александр Радьков в ближайшее время подпишут соглашение о сотрудничестве между правительством Саратовской области и Федеральным агентством по туризму. «На федеральном уровне есть понимание, что значительное число нашего населения отправляется на отдых за границу. Соответственно, уходят за рубеж и денежные потоки, поэтому одна из задач на сегодняшний день - привлечь их обратно, непосредственно в регионы», - рассказала Шатылко о предпосылках принятия федеральной целевой программы и подписания договора с Ростуризмом.

В результате взаимодействия сторон планируется создать благоприятные условия для устойчивого развития внутреннего и въездного туризма в Саратовской области. Ростуризм обязуется оказывать содействие в продвижении наших туристских продуктов на внутреннем и мировом рынках, содействовать в разработке и реализации отраслевых целевых программ, продвигать инвестиционные проекты.

Сила в единении

Региональное министерство молодежной политики, спорта и туризма, несомненно, предпринимает меры для развития туристического направления своей деятельности. После «круглого стола» и информирования о текущем положении отрасли чиновники министерства надеются, что представители муниципальных образований наконец-то объединят усилия с университетами, турфирмами и энтузиастами. По возвращении в районы им необходимо создать собственные турпаспорта, классифицировать объекты и выявить недостающие звенья в туристическом кластере.

«Саратовская область обладает большими туристическими ресурсами и способна показать россиянам и всему миру, какая она, провинциальная Россия», - отметила в завершение встречи замминистра Ирина Шатылко.

Автор:Анна Севрюкова

Источник:Инвестиции в родной край (Неделя области, 12.12.2012)

Возврат к списку