Караван-Сарай

Караван-Сарай Караван-Сарай – уникальный памятник архитектуры, отражающий стилевые и национальные особенности оренбургского края первой половины XIX века. Как и в XIX веке так и сегодня Караван-Сарай является важнейшей архитектурной доминантой исторического центра города. Памятник архитектуры обладает большой исторической и мемориальной ценностью, ведь он хранит память о выдающихся деятелях, получивших признание в своём Отечестве и за рубежом, о важнейших событиях и памятных датах в истории нашего края.

Оригинальный памятник, возникший на стыке двух архитектурных эпох, на границе Европы и Азии, может по праву считаться достойным представителем как европейской, так и восточной художественной традиции.

История строительства

Идея постройки в Оренбурге Караван-Сарая и её воплощение связаны с именем Василия Алексеевича Перовского, который дважды был начальником обширного Оренбургского края: военным губернатором в 1833-1842 годах и генерал-губернатором оренбургским и самарским в 1851-1857 годах. В то время Башкирия административно подчинялась оренбургскому военному губернатору. Главной целью Василия Алексеевича в этот период было создание в Оренбургском крае боеспособного Башкиро-мещеряцкого казачьего войска, поскольку он считал башкир в военном отношении ничуть не хуже оренбургских или уральских казаков. По свидетельству историографа Оренбурга генерал-майора И.В. Чернова,

«… Перовский стремился поднять башкирский народ, носивший название башкирского казачьего войска… Следуя раз намеченному взгляду на башкир, граф В.А. Перовский в каждом представлявшемся случае желал доказать на деле справедливость своего мнения в особенной способности и боевых качествах башкир».

Однако вскоре выяснилось, что мнения губернатора в отношении Башкирского казачьего войска оказались ошибочными, в результате чего в 1863 году войско было «упразднено за ненадобностью».

В 1836 году военный губернатор В.А. Перовский объявил, что Караван-Сарай строится для находящихся на службе башкир, «чтобы они имели более удобное помещение для себя и своих лошадей», а также «чтобы башкиры имели полную возможность исполнять по своему закону требы и молитвы. Этим желали показать народу, что правительство России далеко от мысли насильственными мерами обращать магометан в христианство…, а напротив, правительство строит на свои средства мечеть, и не простую, а превосходящую все известные в крае мечети».

Автором проекта стал выдающийся русский архитектор Александр Павлович Брюллов. В его проектах, наряду с приёмами классической школы, возникают мотивы иных архитектурных стилей, преимущественно европейских - романского, готического, ренессансного. Лишь однажды в своей биографии А. П. Брюллов обратился к наследию восточного зодчества, выполнив по просьбе Оренбургского губернатора В. А. Перовского проект Караван-сарая. Общее руководство строительством было возложено на подполковника Шарона, строительными работами руководил инженер-поручик Сеньков.

Строительство Караван-Сарая проходило на протяжении 1837-1846 годов. Башкиры подготавливали строительные материалы и доставляли их на место строительства. В 1842 году строительство в целом было закончено, однако ещё 4 года продолжалась внутренняя и внешняя отделка памятника. Первоначально в С-образном основном двухэтажном корпусе должны были находиться: квартира для командующего Башкирским войском, помещения для его руководства, войсковая канцелярия, училище для башкирских детей с различными мастерскими (малярной, кузнечной, столярной и др.), квартиры для обслуживающего персонала, помещения для временного проживания приезжающих башкир. Было предусмотрено 13 изолированных входов. Это было вызвано разнохарактерностью размещаемых учреждений и помещений. Западный и восточный дворы, примыкающие к основному корпусу, были предназначены для содержания лошадей, а также для хозяйственных нужд.

Необходимо отметить, что название «каравай-сарай» не вполне уместно по отношению к оренбургскому Караван-Сараю. На востоке «караван-сараями» называют общественные постоялые дворы для размещения торговых караванов и купцов с товарами. Как свидетельствуют документы, оренбургский Караван-Сарай никогда не был постоялым двором. Он был построен для размещения органов управления Башкирского казачьего войска, даже мечеть в нём была войсковой мечетью. Сюда не приходили торговые караваны. Комплекс назван Караван-Сараем, вероятно, для придания ему «восточного колорита».

Источник:http://uta56.ru/tourism_orenburg/landmark/

Назад